Электронная цифровая подпись

Электронная цифровая подпись бывает нескольких видов:

1. Простая электронная подпись.

Под простой электронной подписью понимается электронная подпись, которая формируется без использования криптографических преобразований и подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом посредством использования кодов, паролей или иных средств.

2. Усиленная электронная подпись.

Усиленная электронная подпись создается с использованием криптографических преобразований (с помощью средств криптографической защиты информации и средств электронной подписи).

Усиленная электронная подпись подразделяется в свою очередь на 2 вида:

2.1 Усиленная неквалифицированная электронная подпись

Получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной подписи, при этом сертификат ключа проверки электронной подписи может быть выдан неаккредитованным удостоверяющим центром, с применением несертифицированных средств. Данный вид подписи применяется ФНС России в рамках электронного документооборота с налогоплательщиками – физическими лицами, посредством интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».

2.2 Усиленная квалифицированная электронная подпись

получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной подписи, сертификат ключа проверки электронной подписи которого выдан аккредитованным удостоверяющим центром и с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.

Усиленная квалифицированная электронная подпись, в соответствии с законодательством, является аналогом собственноручной подписи и может применяться во всех взаимоотношениях гражданско-правового характера. Данный вид электронной подписи применяется в рамках юридически значимого электронного документооборота.

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

Кто может обратиться за услугой по выдаче квалифицированной электронной подписи (ЭП) в Удостоверяющий центр ФНС России:

  • Юридические лица (подпись выдается лицам, действующим без доверенности от имени организации);
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Нотариусы.

Куда можно обратиться за получением электронной подписи?

С 1 июля 2021 года за получением электронной подписи можно обратиться в:

1. Федеральную налоговую службу

Услуга по выдаче квалифицированной подписи предоставляется в операционных залах налоговых органов региона (https://www.nalog.gov.ru/rn58/related_activities/ucfns/el_sign_getting/).

Код региона

Регион

Код налогового органа

Налоговый орган

Адрес

График работы

57

Пензенская

область

5803

Межрайонная ИФНС России № 1 по Пензенской области

442530, г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 234

пн-чт

9:00 - 18:00,
пт 9:00 - 16:45

58

Пензенская

область

5802

Межрайонная ИФНС России №2 по Пензенской области

442246, г. Каменка, ул. Чернышевского, д.1б

пн-пт

8:00 - 17:00

58

Пензенская

область

5809

Межрайонная ИФНС России № 3 по Пензенской области

442780, Бессоновский район, с. Бессоновка, ул. Центральная, д. 247

пн-чт

9:00 - 18:00,
пт 9:00 - 16:45

58

Пензенская

область

5805

Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области

442895, г. Сердобск, ул. Чапаева, д.114

пн-чт

9:00 - 18:00,
пт 9:00 - 16:45

58

Пензенская

область

5826

Межрайонная ИФНС России № 5 по Пензенской области

442683, г. Никольск, ул. Ленина, д.78

пн-пт

9:00 - 18:00

58

Пензенская

область

5827

Межрайонная ИФНС России № 6 по Пензенской области

442153, г. Нижний Ломов, ул. Розы Люксембург, д.4б

пн-чт

9:00 - 18:00,
пт 9:00 - 16:45

58

Пензенская

область

5834

ИФНС России по Железнодорожному району

г. Пензы

440000, г. Пенза, ул. Московская, д.81

пн-чт

9:00 - 18:00,
пт 9:00 - 16:45

58

Пензенская

область

5835

ИФНС России Октябрьскому району г.Пензы

440060, г. Пенза, ул. Стасова, д.14

пн-чт

9:00 - 18:00,
пт 9:00 - 16:45

58

Пензенская

область

5836

ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы

440026, г. Пенза, ул. Карла Маркса, д.3

пн-чт

9:00 - 18:00,
пт 9:00 - 16:45

58

Пензенская

область

5837

ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы

440052, Пенза, ул. Куйбышева, д.13

пн-чт

9:00 - 18:00,
пт 9:00 - 16:45

58

Пензенская

область

5838

ИФНС России по г. Заречному Пензенской области

442965, г. Заречный, ул. Заречная, д.1

пн-пт

9:00 - 18:00

Федеральной налоговой службой определены доверенные лица Удостоверяющего центра ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/rn58/related_activities/ucfns/dlucfns/). В указанные организации можно обратиться за получением квалифицированной электронной подписи.

  1. Аккредитованный удостоверяющий центр

Во исполнение статьи 16 Федерального закона №63 «Об электронной подписи» Минкомсвязь России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.

Со списком аккредитованных организаций можно ознакомиться по ссылкам:

Для получения квалифицированной электронной подписи необходимо предоставить:

1. Следующие документы, либо их надлежащим образом заверенные копии и (или) сведения из них:

обязательные документы или надлежащим образом заверенные их копии:

  • Основной документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС.

дополнительные сведения:

  • ИНН заявителя физического лица;
  • ИНН организации;
  • ОГРН юридического лица;
  • ОГРНИП;
  • документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности – для юридического лица.

2. Носитель ключей электронной подписи, отвечающий требованиям:

  • должен иметь действительный сертификат соответствия, выданный ФСБ России или ФСТЭК России;
  • должен быть в форм-факторе USB-токенов Type-A.

Требований к предъявлению сертификата соответствия на ключевой носитель не предъявляется, в УЦ ФНС России реализован функционал автоматической проверки ключевых носителей на соответствие предъявляемым требованиям.

Что еще потребуется?

Для использования ЭП необходимо установить средства СКЗИ:

Где можно использовать ЭП?

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

Федеральным законом от 27.12.2019 № 476 – ФЗ вносятся значительные изменения в области регулирования применения электронной подписи:

  • С 1 января 2022 года:
  • Электронная подпись ЮЛ/ИП выдается только для представителя ЮЛ/ИП, имеющего право на выполнение действий от такого ЮЛ/ИП без доверенности (руководитель). Сотрудники ЮЛ/ИП должны использовать электронную подпись физического лица на основании машиночитаемой доверенности, подписанной электронной подписью руководителя;
  • Электронные подписи ЮЛ/ИП начинают выдаваться удостоверяющим центром ФНС России, за исключением организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ. Такие ЮЛ/ИП будут обслуживаться в удостоверяющем центре Банка России. Для должностных лиц государственных органов электронные подписи будут выдаваться удостоверяющим центром Федерального казначейства.
  • Помимо указанных изменений, также определены отдельные сроки действия электронных подписей, выданных удостоверяющими центрами до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2020 № 476-ФЗ и сроки действия аккредитации удостоверяющих центров (не более чем до 1 января 2022).
  • Удостоверяющие центры, не прошедшие переаккредитацию по новым правилам, вправе выдавать электронные подписи со сроком действия не более, чем до 1 июля 2021 года.
Партнеры